03:44 

Ну что, пришел мой черный день...

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Чтение Проппа таки начало давать те результаты, о необходимости которых говорили большевики я подозревала. И у меня затрещали разные незыблемые постулаты.
"В Проппе" сказано (да, именно в таком виде, потому что мне ли не знать, как Владимир Яковлевич умел писать не то, что он думал, а то, что хотели парторги от науки, и если в "Русском героическом эпосе" такого тонны, то и в "Исторических корнях" тоже есть, и я даже говорила об этом в лекциях, еще до перечитывания)... итак, "в Проппе" всё просто и ясно:
- был охотничий строй, был обряд инициации
- произошел переход к земледелию, обряд вымирал и вымер.

Что не так в этой простой и четкой концепции? А, в общем, всё :)))
Охотничий строй на нач. ХХ века зафиксирован много где. Например, тайга живет охотой. И, осмелюсь спросить, как у таежных народов обстоят дела с обрядом инициации???? А упс.
Далее. От охотничьего строя переходят не к земледелию, а к скотоводству. Каковое "в Проппе" в лучшем случае не представлено, а в худшем - как с Агни: насочиняли за Ригведу много своего.

Другое дело, что тезис "все сказки мира рассказываются одинаково, следовательно, они восходят к общей культурной ситуации" - неоспорим.
Как неоспорим и другой тезис: "сказка отражает реальность охотничьего образа жизни, где ЕЩЕ НЕТ КОНЯ". Пропп серьезно доказывает, что конь в сказке - более поздний, и, хотя по частностям у меня много замечаний, в целом - он прав безусловно.
То есть вместо хозяйственных относительных датировок (ООЭ, незабвенная марксистская - "общественно-экономическая формация") мы должны встать на датировки абсолютные.
Когда был приручен конь? 6 тысяч лет назад.
Так вот, сказка отражает культуру, которая старше. Точка.
Да, эта культура была охотничьей. Но если спустя шесть тыщ лет культура остается охотничьей, то нет никакой надежды, что она сохранит парадигму, известную нам по сказке. Этнография-с.

Хуже того.
Там, где охотничий образ жизни продиктован условиями (Сибирь, в отличие от Америки), там культура за эти шесть тыщ лет прекрасно развивается и обряд инициации или вымирает в ноль, или трансформируется... как и положено в высокой культуре. Я смотрю на Якутию, где инициация -- только у шаманов, да и то без физической составляющей обряда.

Пока вот так. Жить можно, но раньше было проще :)
Вообще начинаю хотеть курс просто комментариев к Проппу, пройтись по "Русскому героическому эпосу" тож. Там же он прогибался под парторгов по-страшному...
Ладно, посмотрим. Пока "Корни" надо догрызть, что там еще повылезет.

@темы: мифология

23:40 

Шаманизм

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Еще раз к определению сущности шаманизма, или о пользе Проппа.
Я вот здесь (vk.com/wall187832247_4460) написала то, что одним показалось весьма свежей мыслью, а у других вызвало отторжение.
А именно:
"Очень простое определение шаманизма.
Он там, где контакт с потусторонним миром НЕВОЗМОЖЕН БЕЗ духов-помощников.
Мало ли где духи-помощники есть... они дофига где есть. Но если человек может заниматься мистической практикой БЕЗ их помощи - всё, приехали, это НЕ шаманизм."
А вот что 80 лет назад написал Штернберг и чуть позже процитировал Пропп:
""Сверхъестественная сила шамана покоится не в нем самом, а в тех духах-помощниках, которые находятся в его распоряжении. Это они изгоняют болезни, они ведут шамана в самые отдаленные, недоступные обыкновенному смертному места, чтобы отыскивать и выручать душу больного, они помогают приводить душу умершего в загробный мир и они внушают ответы на все запросы, предъявляемые шаману. Без этих духов шаман бессилен. Шаман, потерявший своих духов, перестает быть шаманом, иногда даже умирает".

Еще раз и медленно:
ШАМАН БЕЗ ДУХОВ - НЕ ШАМАН.
Нет духов-помощников как ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ части мистической деятельности - это что угодно, но не шаманизм.
Повесившийся на Иггдрассиле Один - НЕ шаман. Ему не помогает никто, он сам это сказал в "Речах Высокого".
(А что в куче книг Одина с шаманом сравнили - я не виновата).

И да, этот анонс моих лекций по шаманизму, которые будут в Москве, Музее кочевой культуры очно + трансляция вебинарами и запись.

@темы: мифология

19:00 

Хозяйка, блин, аквариума!

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Манька -- череплюх талантливый настолько, что даже страшно.
Я упоминала историю про то, как она перетащила свою скалу на острове (клювом волокла!), развернув ее вдоль другой стены. Я тогда была на Зиланте, и мне достались только рассказы - и скала, поставленная мною у короткой стены, а ею развернутая к лицевой.
Скала из полирезина, то есть весит она примерно в 2/3 Маньки. Но тащить надо было по шершавой суше.
Потом была история с глыбой барита. "Барит" в переводе с греческого - "тяжелый", но вы же понимаете, как у этой твари со знанием греческого?! Весит глыба раза в три больше Маньки, но на стекле и в воде... короче, я ее продуманно поставила возле дальней стены, чтобы она череплюхе не мешала проплывать, а Манька заявила, что я ничего не понимаю в НАСТОЯЩЕМ удобстве, что удобно - это когда интересно, и отогнала глыбу на середину, так что зверь мог проплывать между глыбой и задней стенкой. И еще гальки натаскала сзади барита.
Про фильтр, давным-давно ею установленный диагонально, чтобы было джакузи, уж молчу.
И это всё была присказка.

А теперь сказка. С офигением.
В аквариуме имеется обогреватель. Выглядит он как градусник, на присосках крепится. Мы, чтобы он черепахе не мешал, крепили его в углу. Но! Что мы понимаем в удобстве?! Поэтому Манька его из угла отгоняла и пару раз отдирала, что нас более чем дергало, потому что риск шнура в зоне доступа клюва, а клюв там нехилый.
И вот вчера я встаю и... говорю много интересных слов, а интонации - еще интереснее. Потому что обогреватель содран, но он умудрился своими присосками прилепиться к лицевой стенке!
Блиииин, это ж лезть в аквариум, исправлять. А лезть не хочется.
Но провода в безопасности, прибор совершенно в порядке, Маньке ничего не грозит...
Ладно, потом всё поправим...
Вечером Мань изволит выползти на остров. Восседает на скале, вытягивает свою длиннющую шею так, что вот, поймите меня правильно, если я скажу "гордый, как черепаха" или "величественный, как черепаха" и даже "грациозный, как черепаха" - то всё это офигительные комплименты, потому что я так шею держать не умею, хотя работаю над собой %)))
И вот сидит она в царственной позе, я мрачно смотрю на обогреватель, который нам возвращать назад... и начинаю говорить этой скотине всё, что думаю о ее поведении.
Опять же - поймите меня правильно. Она в гостиной. Я в кабинете. Я не ору, хотя брызжу эмоциями.
Вот как?! КАК она это слышит?!
Но зверь таки-слышит. И в ужасе от разноса бросается в воду, прячется под остров и примерно полчаса категорически не показывается оттуда. Ее отругали, ужасТЬ!

Финал сказки.
Ночер. Скотине погасили свет, она уснула. Мы возимся на кухне, приходим в гостиную...
- Смотри! - в шоке говорит мне Риан.
И я смотрю.
Это наглое хозяйственное создание спит на обогревателе. Она обожает спать, используя лицевую стену аквариума как подушку, а теперь ей к этой подушке подставлена перина!!
То есть мы левыми лапами держимся за обогреватель, пузом лежим на нем, задняя правая как раз достает до барита (слегка отодвинутого к стене в связи с капитальной перестановкой мебели), шея царственно вытянута по стеклу, морда над водой... мы спим в позе совершенной красоты - и нам хооо-роооо-шоооо...
- И как ей теперь обогреватель назад ставить?! - задает Риан уже совершенно риторический вопрос.
А никак.
Хозяйка переставила мебель по вкусу. И теперь у нее есть кроватка с подогревом.
Завидуйте.

Упд. ВКонтакте додали: vk.com/wall187832247_4635?reply=4638

@темы: анекдот из жизни, тэнгва Манька

03:19 

О травах, руках и исцелении ;)

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Здесь должен быть весьма мрачный пост про приступ, которого я надеялась избежать, не избежала - и ой...
...но вместо этих мрачностей я скажу вот что.
Когда медицина бессильна, когда то, что можно померить, говорит о легком недомогании, а состояние - "щас сдохну", то есть классическое волшебное лечебное средство: травка ацелас плюс руки Короля :)
Если у вас почему-то нет ацеласа - сгодится совершенно любое другое растение. Главное, чтобы живое.
Если поблизости нет рук Короля - тоже нивапрос, годятся собственные :)
Без метафор - заняться пересадкой комнатных растений. А в моем случае - еще и пройтись через метель до цветочного магазина, принести 15 литров земли.
Квест в общей сложности занял шесть часов и пять-шесть литров земли. Остальное будет завтра.
Приступ? Какой приступ? Он был, да?
...то ись это не повод себя нагружать, конечно, я торможу и не отвечаю на почту, но зверюшка хотя бы ожила :)

@темы: жисть

02:17 

"Северное солнце"

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Чум. Фото не передают и сотой доли...
...где-то в середине текста, когда народ уже и вошел в реальность книги, и освоился сидеть на оленьих шкурах (а сидеть на них с непривычки неудобно, и кто-то просто лег, благо было возможно), я увидела то, о чем пишу: людей высокой европейской культуры, оказавших внутри вот этого дикого Севера, но принявших его и смотрящих не свысока, не с презрением или любопытством зрителя, а - открывших Северу сердца.
Было несколько красивых влюбленных пар, и это тоже было... очень правильно. На такой-то главе :)
Так получилось, что зрители сели на левой половине чума, я и сотрудники музея были на правой. (Кузя вролился и устроился на месте хозяина, как можно видеть на фото... как всегда тут жил!). Одна из сотрудниц надела узорчатую малицу... справа сидели те, кто всё знает про Север, слева - те, кто всё вам расскажет про Арду. И все слушали одинаково... вот так и плывут реальности.
А потом одна из сотрудниц спросила меня: "Так кто это всё написал?!"
Ну да, вопрос иностранного журналиста Высоцкому: "Кто пишет Вам песни?" Угу, угу.
...а когда меня привезли домой, то меня просто срубило приступом. И это тоже часть этой сказки.



еще 4 фото

@темы: жисть, живу я тут, Арнор и налево

this game has no name

главная